Кремлевский сервиз

20.10.2011 16:43 Администратор
Печать

Среди памятников русского фарфора «кремлевский» сервиз имеет своеобразный статус. Долгое время он был для исследователей, так сказать, «персоной нон грата» — о его существовании знали, но никогда о нем не говорили.

Нелюбимое дитя, странный эксперимент, в течение полувека украшавший парадный стол российских императоров, в XX столетии сервиз был зачислен в ряд произведений, названных слегка пренебрежительно «эклектика», и благополучно всеми забыт.

В течение длительного времени российские исследователи не признавали исторический стиль как таковой, считая его упадком, вырождением, дурным вкусом. Под это определение подпадало все, что было выполнено в «неостилях» (неоклассицизм, неоготика, неорококо, неорусский или византийский стиль), архитектурные, живописные и скульптурные работы и, разумеется, памятники прикладного искусства.

«Кремлевский» сервиз — ярчайшее воплощение русского историзма — оказался, таким образом, средоточием самых негативных, по мнению искусствоведов первой половины XX века, качеств. Его яркость, его имитационность априори создавали ему дурную репутацию.

Библиография «Кремлевского» сервиза крайне скудна — всего несколько строк, в лучшем случае абзацев, в общих работах по истории фарфора в России.

Обновлено 30.11.2011 11:28