Адрес: 192148, г. Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 36
Период Бёттгера – 1710-19 гг.
10-й г. 18 века стал началом истории Мейсенского фарфора, который производился в мейсенском замке Альбрехтсбург. В этом давно пустующем замке была создана самая первая в Европе мануфактура по производству твердого фарфора.
В этот период времени развито производство и каменной, и фарфоровой посуды. Для их производства используются абсолютно одинаковые формы, большая часть которых перенята у китайцев. К новым европейским формам относятся высокие фарфоровые стаканы, имеющие вид перевернутого колокола.
Благодаря высокой твердости каменной посуды, на ней можно применять разнообразные техники декорирования. Применяли декор китайских мотивов и античное орнаментное искусство. Орнаментика оттискивалась в рельефной форме – в виде орнаментальных композиций Берена. Разнообразный «бандельверк» выполнялся с помощью резьбы и полировки. Эту технику декорирования переняли у стеклодельных ремесленников. Хорошо пользовался популярностью китайский стиль декорирования, который европейцы прозвали – «шинуазри», в переводе – «китайщина». Этот стиль выполнялся только серебром или золотом.
Декорирование белого фарфора выполнялось разными оттиснутыми растительными формами, которые вначале формовались вручную, а после накладывались на изделия. А также фарфор декорировался разными украшениями. Очень редким явлением были декорированные изделия росписью, которая производилась только серебром или золотом. Бёттгер изобрел шикарную глазурь розово-фиолетового цвета с перламутровым переливом.
Период Херольда и Кендлера – 1720-45 гг.
Благодаря художнику Иоганну Херольду в Мейсенский фарфор были введены муфельные краски, которые имели низкую температуру плавления и разнообразную палитру. Благодаря этому введению на белом фоне фарфора «оживали» птицы, «расцветали» деревья и цветы.
С 35-го г. 18 века формование посуды проводилось по образцам Дальнего Востока, а также была перенята роспись в стиле «индианских цветов» - это были мотивы птиц и драконов, хризантем и пионов, сосен и бамбуковых деревьев. В это же время стал появляться стиль «шинуазри» – создавались композиции фигур и декораций, которые сначала выполнялись в виде золотого силуэта, а после стали появляться в разноцветных тонах.
У Херольда получилось создать «фоновый фарфор», При этом фон фарфорового изделия приобретало разные расцветки – или бирюзовый, или желтый, или синий, но оставлялись белые места для нанесения узора.
Когда в производстве Мейсенского фарфора стал принимать участие Иоганн Кендлер, то образовался новые европейские фарфоровые формы в стиле «барокко». В 27-м г. 18 века скульптором Иоганном Кирхнером создавались разнообразные фигурки из фарфора, корпусы для часов, а также фарфоровые фигуры животных в натуральную величину. После его смерти это ремесло продолжил Кендрлер. Благодаря Кендлеру была введена отделка тарелок своеобразной плетенкой в плоском рельефе.