Китайские мотивы в русском фарфоре

07.07.2017 20:57 Администратор
Печать

Фарфор  с китайскими мотивами полюбился русской знати еще во времена Петра I. Русский император не только любил покупать фарфоровые предметы, но даже лично заказывал в Китае изделия из фарфора, вазы и посуду с российским гербом.

Фарфоровое производство в России

Петр первый также пытался наладить выпуск фарфора с России, но ему это не удалось. Он даже подкупал китайских мастеров и приглашал в 1718 году в Россию одного дрезденского мастера, который якобы знал тайны производства фарфора.

Технология изготовления настоящего фарфора в России была разработана лишь во время правления Елизаветы, дочери Петра первого. При ее поддержке в 1744 году недалеко от Петербурга была  открыта Невская порцеляновая мануфактура, которую впоследствии переименовали в Императорский фарфоровый завод.

Разработать новую технологию изготовления фарфора удалось только российскому химику Дмитрию Виноградову. После множества проведенных попыток и опытов в 1747 году ему посчастливилось получить первые положительные результаты и на Невской мануфактуре начали производить фарфоровые изделия.

Китайские мотивы в русском фарфоре

В середине  XVIII столетия в России, как и во всей Европе, не существовало никакой традиции декора и формовки фарфора, поэтому, мастера делали изделия, копируя предметы китайских мастеров.

Среди раннего русского фарфора сохранилось много обтекаемых ваз, бутылей, которые часто изготавливались без ручек, как вазы на Востоке. Очень много производилось разнообразных фарфоровых табакерок, в дизайне которых также присутствовали китайские традиции. Они были  сделаны в форме граната, яблока, дыни, раковины, виноградной грозди.

Восточные мотивы отмечались не только в форме изделий раннего русского фарфора, но также и в росписи. На изделиях изображались хризантемы, бамбук, сосны, пионы, драконы и сказочные птицы.

На первых российских фарфоровых изделиях того времени часто встречается сочетание восточных рисунков и европейских форм.  Это изображения китайских женщин, мужчин с музыкальными инструментами среди кружевных сказочных строений.

Подобные мотивы  художники по росписи фарфора копировали с кобальтовой росписи китайских изделий XVIII века, где изображались мальчики, играющие в саду.

Заводские художники Невской мануфактуры старались в своих работах скопировать не только китайские рисунки, но также повторить рисунки мейсенского фарфора, который тоже оформлялся в китайском стиле. Они изображали чайные домики в европейских садах, пруды, мостики и павильоны, силуэтные орнаменты.
Иногда художники копировали вычурные вазы периода правления японской династии Цин. Это были изделия расписанные кобальтом и позолотой или украшенные полихромным декором  в зеленом или розовом оттенках.