Восточные традиции русского фарфора

08.08.2017 18:55 Администратор
Печать

На русский фарфор оказала большое влияние Япония и восточные традиции вообще. Именно в XIX веке начался новый виток в развитии русского фарфора  и его дальневосточных традиций. В то время как раз закончилась самоизоляция Японии, и экспорт товаров за пределы этой страны значительно вырос. Европейских художников захватила  японская гравюра, изделия из дерева и кости, японская керамика и фарфор. Продукция ранее закрытых мануфактур стала доступна широкому покупателю.

Японские техники и мотивы

Дальневосточные керамисты стали охорт6но перенимать неизвестные до этих пор техники и способы переработки фарфора и керамики, техники декора и оформления изделий, роспись по фарфору и керамике. Европейские керамисты переняли японские традиции гораздо раньше российских.

Необычное искусство Японии стало источником вдохновения для создания необычных сюжетов, которые использовались при создании подглазурной росписи. Это природная тематика,  а также изображения птиц и животных.

Среди восточных традиций российскими художниками по керамике были переняты изображения павлинов, цветущей сакуры, ирисов и других восточных цветов. Все эти изображения стали символами востока, изображенными на российском фарфоре и керамике.

Растительные и природные мотивы – самые распространенные на российском фарфоре

Дальневосточные керамисты и художники по фарфору чаще всего  использовали растительную тематику при оформлении своих изделий. Интерес к восточной культуре не угасал, а даже распространялся на весь присущий ей спектр цветов и оттенков.

В оформлении изделий в стиле модерн часто можно было встретить лотосы, хризантемы, пионы, ирисы. Также большое значение в изображении японских мотивов играла вода. Художники рисовали скалы, горы  и волны, все, что имело отношение к морю, морскому дну, приливам и отливам – мотивы  изображающие воду и сегодня популярны.

Росписи эмалевыми красками

В начале ХХ века приобрела популярность роспись эмалевыми красками – еще одна техника декорирования фарфора.

В ранних работах улавливаются японские мотивы. Например, вазы, на которых изображены самураи, которые сражаются с драконами. Или цапля, стоящая в зарослях осоки, парящий в небе орел, плывущие по реке карпы. Все эти сюжеты на Востоке считаются символами мужественности и удачи в карьерных делах.

Дальневосточные традиции и мотивы присутствовали на изделиях на разных этапах развития русской керамики и фарфора с XVIII и до начала XX веков. Именно восточные традиции росписи фарфора так обогатили изделия русских керамистов, а также оставили неизгладимый след в истории  развития российского фарфорово