Самый старинный китайский фарфор хранится во дворце Топкапы в Стамбуле

11.05.2014 08:00 Администратор
Печать

Топкапы – старый султанский дворец в Стамбуле. Он находится на холме на слиянии залива Золотой Рог и Мраморного моря. Он появился на месте экс императорского Влахернского дворца. В девятнадцатом веке турецкие султаны возвели для себя другой дворец, а потом и перебрались в него.

Сегодня дворец Топкапы используется не как резиденция, а как музей. В стенах данного музейного комплекса можно найти роскошное собрание старинного китайского фарфора, который принадлежал султанам Турции. В султанскую коллекцию попало более 10,7 тыс. предметов, которые датируются тринадцатым-двадцатым веками. Османские султаны любили его, используя по назначению и без должной бережливости. Посуду можно было найти в кухнях во дворце, но некоторые особо ценные посудные сервизы хранились в сокровищнице.

Музейная экспозиция

Старинный китайский фарфор, хранимый в Топкапы, был подвергнут многочисленным анализам и исследованиям. Специалисты говорят, что его ценность состоит в том, что он – подлинный образец фарфора, произведенного и привезенного из Китая в подарок султану из Стамбула. Подделок в коллекции нет. Даже осмотрев султанскую коллекцию просто и невооруженным взглядом, можно констатировать, что в ней нет подделок. Старые фарфоровые вещицы, датируемые пятнадцатым-семнадцатым веками, не имеют сходства с теми, которые относятся к категории позднего китайского фарфора из того же собрания. Они не похожи и на старинные вещицы, которые хранятся в музеях в других странах мира. «Древнекитайский» стиль росписи сформировался не ранее XVII века н.э. Лишь тогда стали производить китайские пагоды, драконов и т.д. Расцветка изделий – бело-синяя. Многие даже находят в ней черты русского гжельского фарфора (производство – окрестности г. Гжели, между столицей РФ и Владимиром).

Между тем, специалисты до сих пор не могут определиться с годом начала производства гжельского фарфора. Говорят, что он существовал еще в дороманскую эпоху. Если бы все было так, то существовали бы датированные указы романовского правительства. Гжельский фарфор получил широкое распространение, но между тем промысел по его производству был кустарным. Считается, что в Гжельской волости многие занимались производством и выделкой муравленой и глиняной посудой, куклами, горшками и т.д. Лишь с течением времени появились профессиональные заводы, из которых 6 было фарфоровых, 7 – фаянсовых, а 2 – живописных по фарфору. Общее кол-во работающих в этой области людей – более 1,3 тыс. человек. Сортов используемой глины было 5.