Адрес: 192148, г. Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 36
Делфтский фарфор – фарфоровые изделия, выполненные в сине-белых тонах. Его производство налажено в г. Делфт в Нидерландах. На сегодняшний день он признан одним из городских символов и популярным сувениром у туристов.
История фарфора
В семнадцатом веке возникло массовое гончарное производства. То же самое наблюдалось и в нидерландском городке. Делфт оказался в центре всех событий, переживал «Золотой век», который был связан с подъемом морской торговли. Именно в этом городке находилась одна из 6-и контор Ост-Индской компании Голландии. Корабли вышеупомянутой конторы завезли в государство образцы сине-белых и полихромных изделий из Дальнего Востока. Мастера творили, но столкнулись с недостатком глины. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, пришлось ввозить ее из других стран. До 1640 г. лишь 10 горшечников имели право на вступление в гильдию Св. Луки. Вскоре стал наблюдаться подъем производства керамики. Он наблюдался по причине ухудшения качества речной воды, которая использовалась на пивоварнях. Пивоварни стали закрываться массово. На их месте стали появляться все новые и новые гончарные мастерские. Некоторые пивоварни были уничтожены огнем, когда произошел взрыв пороховых складов в 1654 г. Кстати, произошедшее тогда привело к нанесению серьезного урона самому городку.
Поначалу фарфор в Нидерланды доставлялся из Китая, но вскоре пришлось искать другой выход, так как на пути мореплавателей-торговцев возникли неразрешимые трудности. Вспомнить хотя бы историю, произошедшую в 1745 г. Тогда шведский парусник Ост-Индской компании не доплыл до гавани 900 метров, налетев на подводную скалу. Перевозимый на судне китайский фарфор ушел под воду. Дефицит фарфоровых изделий стали восполнять за счет продукции делфтских гончаров. Их влияние росло год от года. После 1650 г. на изделиях стали ставить не только фабричную марку, но и марку гончаров-творцов.
Особенности производимого в Делфте фарфора
Специалисты подошли к процессу производства по-особенному. Они прибегали к многократному глазурированию прозрачной свинцовой глазурью всех произведенных изделий. Окончательный результат закреплялся с помощью обжига при низких температурах. Такой технологический аспект позволял добиться для изделий схожести с фаянсовыми. Основа выпускаемой продукции – изразцы для облицовки стен и кафельных печей. Также уделялось внимание выпуску столовой и декоративной посуды. Мастера имитировали декор сине-белого китайского фарфора, который был популярен на тот момент во всей Европе. Хоть китайские рисунки и были положены в основу всей продукции, встречалась и такая, которая была украшена традиционными голландскими пейзажами, цветочными композициями и библейскими сюжетами.
В конце восемнадцатого века специалисты отмечали упадок делфтского фарфора. В стране стала популярна английская керамика кремового цвета. Было зафиксировано массовое закрытие голландскими мастерами своих мастерских. Они не могли конкурировать с фабриками Англии, которые применяли напечатанный рисунок вместо ручной росписи. Фарфоровое производство в Делфте было возобновлено в 1876 г. Была открыта Королевская мануфактура делфтского фарфора.
И напоследок стоит сказать, что бело-синяя гамма росписи произведенных изделий мастеров из Делфта вызвала небывалый интерес у гончаров-россиян. Их производили на фаянсовом заводе, который был основан в 1724 г. А. Гребенщиковым. Чуть позже такая тематика нашла свое отражение в керамических изделиях Гжели. /span>