Адрес: 192148, г. Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 36
Такой материал изобразительного искусства, как фарфор, еще не достиг тех высот, которых он достоин, благодаря своим особенным качествам. Возможно, поэтому количество профессиональных фарфористов еще так мало.
Живя в третьем тысячелетии, мы вошли в век новых возможностей, а для того чтобы понять новое и оценить его, необходимо понимать его отличительные черты, ведь в этом и заключается виртуальная вечность, которую мы создаем. Компьютерные технологии создают свои ценности в виртуальном мире, а фарфор имеет данную привилегию в мире реальном.
Материал вечности
Фарфор – это вечный материал, над которым не властно ни время, ни перемены, его можно уничтожить лишь преднамеренно. Фарфоровые произведения искусства не теряют свой цвет, не стареют и не портятся.
Существует такое понятие, как авторский фарфор, потому что этот материал просто создан для художественного творчества. Функциональность данного материала затмила все его остальные качества.
Фарфор в авторском исполнении, как одно из направлений искусства, возник только в ХХ веке. Но популярным он стал сначала в качестве посуды. Не много можно отыскать людей, которые никогда не держали в руках фарфоровые предметы, например, посуду. Основные свои качества фарфор открывает лишь избранным, например, профессиональным фарфористам, число которых в последние годы значительно уменьшилось из-за закрытия некоторых фарфоровых комбинатов и заводов, которые имеют художественные лаборатории.
Фарфор, как явление искусства
Если сравнивать фарфор с другими привычными для нас видами живописи, то живопись по фарфору имеет более разнообразную палитру. Такой материал, как фарфор, стоит намного дороже, чем бумага или холст, но произведение искусства, которое создано на фарфоре, становится практически нетленным.
Фарфор – это как малая архитектура. Такое определение дал фарфору знаток и искусствовед Л. Андреева, которая очень тонко охарактеризовала пространственный потенциал этого материала.
Трехмерное пространство дает возможность выстроить логичную сюжетную линию, подобно кинематографу. Пространственные композиции не могут быть ограничены количеством предметов, у них может быть свое начало и свой конец, открываясь во времени.
Ученики Строгановского училища были известны своими пространственными фарфоровыми композициями. В пространственных композициях главной может быть и живопись, и пластика, но сочетание пластики и картинки всегда выглядит наиболее убедительно.
Создатель авторского фарфора должен иметь навыки скульптора, живописца, технолога и архитектора, режиссера и сценариста. Кому-то это может поначалу показаться необычным, но учитывая те возможности, которые дарит для творчества фарфор, он стоит этих усилий.