Адрес: 192148, г. Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 36
Самой благополучной разработкой по созданию достоверного рецепта фарфоровой массы европейскими мастерами была фарфоровая керамика Медичи. Эти разработки осуществлялись в конце 16 века в столице Итальянского королевства и олигархического семейства город Флоренция. Опыты проводились в мастерской при меценатстве Великого герцога. Историческая справка. Огромной ценностью в странах Европы был уникальный фарфор, привезенный из Страны Поднебесной – Китай. Но, точного рецепта китайского фарфора никто не знал, потому что китайские мастера тщательно сохраняли тайну производства фарфора. Широкомасштабное производство фарфора с высоким качеством в Европейских странах началось не раньше 18 века, хотя было и несколько более ранних попыток в создании фарфоровой мануфактуры.
Итальянский живописец и писатель по прозвищу Аретино рассказывал о том, как проводились экспериментальные работы во флорентийской мастерской: «Работы над фарфоровым рецептом начались еще в 68-м г. 16 века, но положительных результатов не было. Первые успехи начали появляться только в 75-м г. 16 века. В это время Андреа Гуссони – венецианский посол сообщил всем, что Франческо Медичи удалось открыть способ производства фарфоровых изделий, при этом посол назвал характерные качества этого фарфора – твердость и прозрачность, легкость и изящество». Мастерская Медичи занималась производством фарфоровых изделий не для коммерческой продажи, а для дипломатических подарков. Например, испанскому королю из династии.
Характерная особенность
Фарфоровые изделия из мастерских Медичи представляет собой мягкую фарфоровую керамику, в состав которого входит:
- породообразующий минерал – полевой шпат;
- неорганическое вещество – ортофосфат или фосфат кальция;
- силикатный минерал – волластонит;
- популярный минерал земной коры – кварц.
Формы использовались своеобразные, свойственные – керамики из отходов фаянса или обожженной глины, расписанной глазурью.
Расцветки и орнаменты на фарфоре Медичи копировались с традиционной бело-синей керамики из Китая. Но, в декорировании присутствовали и темы, скопированные с турецкой керамики. В качестве логотипа на изделиях с обратной стороны всегда ставился знак, который представлял собой купол Брунеллески, установленного на кафедральном соборе Флоренции – La Cattedrale di Santa Maria del Fiore.
Практически все фарфоровые изделия Medici имеют многочисленные изъяны – например, нечеткие рисунки, попытки исправления узоров, присутствие пузырьков и трещин в глазури и др. Впоследствии, было подсчитано, что производство собственного фарфора является достаточно затратным делом, поэтому после смерти Франческо его закрыли. Общее количество изделий, созданных в мастерских Медичи, около 300 штук. В настоящее время их существует только несколько десятков.