Адрес: 192148, г. Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 36
Период рококо – 1745-74 гг.
Кардинальное изменение мотивов в росписи фарфора происходит в период между 40-ми и 50-ми гг. 18 века. Особое преимущество отделки фарфоровых изделий отдается цветочным изображениям – «немецкие цветы», которые дополняются фруктами, ветками. Изначально гравюры копировались из книг, например, из книги немецкого живописца Иоганна Даниэля Прейслера. Но, впоследствии, роспись на фарфоровых изделиях уходит от точного копирования, и манера живописи становится более раскованной и естественной.
Со второй половины 18 века Meissen фарфор создается изделиями небольших размеров, при этом росписи уделяется особое внимание. Около 40-го г. 18 века Иоганн Иоахим Кендлер – немецкий скульптор-миниатюрист, организовал модельную мастерскую, где работало более 50 модельеров. Все сотрудники были замечательными художниками, и это прекрасно помогало Кендлеру в работе.
Начиная с 40-х г. в пластике фарфоровых изделий представляются самые разнообразные темы. Начинают создаваться кавалеры, дамы в кринолинных нарядах, комедийные маски, солдаты, ремесленники, пастушки и пастухи и др.
Новшества в пластику мейсенского фарфора вносит особые идеи французский скульптор Асье Мишель-Виктор, который приехал из своей французской родины в 60-х г. 18 века. Используя свой язык классицизма, Асье стал затмевать самого Иоганна Кендлера. Несмотря на свой почетный возраст Кендлер старался искусно приноровиться к этому новому стилю. Таким образом, вместе с французским скульптором Асье Кендлер работал над столовым сервизом для самой Екатерины II. Как только закончили работу над сервизом, Кендлер умер – 1775 г.
Период Марколини – 1774-1814 гг.
Уже с 80-х г. 18 века начинают меняться формы посуды. Основное внимание оказало античное искусство, из-за которой форма посуды стала более простой и строгой. Декор тоже поменялся. В начале 80-х г. стали применять севрский образец – покрывается весь корпус чашки кроме медальонов, которые оставляются специально не раскрашенными для росписи, роспись делается именно синей краской называемой «королевской-синей».
Символические изображения и разные миниатюры исполняются красками разных цветов или только серой – «en grisaille». Самым известным художником-живописцем этого времени считался Лениг. В эпоху Марколини в Meissen фарфоре происходит неуверенный поиск во всех направлениях. В связи с этим Мейсенский фарфор начинает утрачивать свою ведущую позицию в конкурентной борьбе с фарфоровыми заводами Европы. Даже были ситуации, когда в Мейсене выполнялись работы по образцам других фарфоровых заводов – Венского и Севрского.
В конце 18 века в Мейсене стали разрабатывать пластику фарфора из неглазурованного материала – бисквита, беря в пример из Севра. Но бисквит Мейсена не смог достичь качества севрского образца – он был зернист, синеват и с холодным оттенком.
Этим заканчивается творческая и славная эпоха фарфоровой мануфактуры в Мейсене.