Адрес: 192148, г. Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 36
Производство гончарных изделий как предметов искусства сформировалось в России в 14 -15 веках. На Украине керамические изделия начали украшать цветными эмалями еще в 10 – 13 веках.
К середине 18 века в России широкое распространение получило майоликовое производство. Первые изделия майолики, изготовленные промышленным способом, стали изготавливаться на заводе купца А. К. Гребенщикова в 1740 году. Этот год и считается годом рождения русской керамики. Первые изделия были больших размеров, из желтовато-розово глины, покрыты сине-белой эмалью.
Практически одновременно с майоликой начался выпуск фарфоровых изделий. Инициатором этого начинания как и многих других стал Петр Первый. Он заказывал в Китае фарфоровые изделия с российской символикой. С тем пор среди российских самодержцев стало традицией приобретать эксклюзивные предметы фарфорового искусства. Так в России появились настоящие сокровища – «Сервиз с камеями» из 700 предметов, знаменитый Гурьевский сервиз и др.
Русское слово «фарфор» произошло от персидского «фахфур», которое употребляли арабские купцы, торговавшие с Китаем и Европой.
В России удалось создать фарфоровую массу практически одновременно русскому ученому Д.И.Виноградову в Петербурге и керамисту-практику Ивану Гребенщикову, сыну владельца завода Афанасия Гребенщикова. Однако Гребенщиковым не разрешили производить фарфор, так как создавался завод в Петербурге под покровительством Елизаветы I. Петербургская мануфактура, ставшая впоследствии Императорским заводом, была открыта в 1744 году, и своим расцветом обязана изобретателю русского фарфора Дмитрию Виноградову.
Ранний русский фарфор подражал китайским образцам. Отсюда простота и лаконичность форм, элементы восточной тематики в росписях – бамбук, хризантемы, фантастические драконы.