Адрес: 192148, г. Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 36
Как известно, данный вид керамики был изобретен в VII столетии в Китае, и только через много-много лет, в XVIII столетии, немецкими мастерами был создан особый европейский фарфор.
Петр I и фарфор
Именно с появлением Петра I началась настоящая история фарфора в России. Он первый проявил интерес к этому виду керамики и постарался организовать его производство. Однако, первая петербургская мануфактура (сегодняшний ИФЗ) была основана только в 1744 году его дочерью Елизаветой, когда она уже стала императрицей.
Там трудился ученый Дмитрий Виноградов, благодаря научным трудам которого был создан российский фарфор и правила его производства. В самом начале изготавливали небольшие вещицы: табакерки, фарфоровые фигурки, кукол и другие сувениры. Надо сказать, что стоили изделия из фарфора в то время дорого и были доступны только знати и членам императорского двора. Фарфоровые изделия во все времена были элементами роскоши и престижа.
Подъем производства в период Екатерины Великой
Резкий художественный подъем в истории фарфора в России произошел в период правления Екатерины Великой. Именно это время можно именовать расцветом российского фарфора. Та мануфактура, которую основала Елизавета, превратилась в Императорский фарфоровый завод. Сегодня это предприятие является одним из передовых на европейской территории.
На развитие российского фарфора и российскую культуру оказали влияние французские веяния моды, в частности деятельность французского скульптора того времени Рашета, который был приглашен на работу в Россию. После его появления, на заводе стали производиться шикарные сервизы, которые могли состоять из тысячи предметов, а также серии скульптурных композиций.
Не угасает интерес к фарфору также и в период правления императора Павла. В то время от русских традиций отошли совсем и в изделиях стали преобладать французские мотивы.
Правление Александра I, и Александр II, и Александр III
С коронации Александра I начался новый подъем в производстве фарфора. С этого момента на императорском заводе большинство фарфоровой продукции стали выпускать в стиле ампир. Фарфоровые изделия в этот исторический период стали отражением национальной тематики.
На вазах, тарелках, фужерах было можно изображать сценки из военных событий, портреты царских особ, известных деятелей и великих полководцев.
Кроме крупного предприятия, как ИФЗ, на границе XVIII-XIX столетий стали появляться также небольшие частные компании по производству фарфоровых изделий.
А вот Александр II не проявлял особого интереса к фарфоровому производству, из-за чего резко сократилось изготовление фарфора в России, а изделия стали проще и скромнее. Было также предложение закрыть Императорский завод.
Однако, спасителем завода стал Александр III, который лично обратил внимание на скромное художественное оформление и приказал ввести некоторые технические новшества. Благодаря этому во времена правления Николая II производство фарфоровой продукции достигло своего расцвета.