Prev Next

Начало Российского Фарфора

Первый фарфоровый завод в России был основан в Санкт-Петербурге в 1744 году по указу императрицы Елизаветы и носил название Невской фарфоровой мануфактуры. В начале своей работы это была небольшая фабрика, на которой использовался фарфоровый состав, близкий к традиционному китайскому, и на которой производились изящные табакерки и другие мелкие изящные вещицы для нужд двора. Полноценный производственный цикл на заводе удалось наладить только в 1756 году после того, как был построен большой горн.На фабрике начали производить фарфоровые сервизы, вазы, статуэтки и фигурки, но вся продукция была доступна только приближенным императорского двора, до конца ХVIII века фарфор оставался предметом роскоши. После появления на престоле Екатерины II

Продукция Фабрики Haviland

Как говорила Сьюзан Лалик, жена Пола Эвиланда, художница, работавшая над декором изделий фабрики в 30-х годах прошлого века: «Понравиться ли изделие людям зависит не только от качества и красоты его оформления и росписи, но, прежде всего, от того, насколько это оформление будет гармонировать с предназначенной формой».При декорировании предметов на заводе Haviland пользуются методом хромолитографии, который заключается в том, что разработанный художником декоративный рисунок сначала наносится на специальную бумагу, а затем при помощи лака переносят на готовое изделие.

Японский Фарфор Норитаке

Всемирно известный японский фарфор Noritake сегодня по праву считается воплощением совершенства.Ему нет равных в мире по таким высокоценимым качествам фарфоровой посуды, как прозрачность, изящество форм, исключительно богатой декоративной отделке чистым золотом и платиной.Преимущества фарфора Noritake обусловлены тем, что состав его фарфоровой массы уникален и необычен. Компания традиционно не использует какие-либо химические заменители, в составе её посуды только традиционные природные компоненты, экологически чистые и безопасные для здоровья человека.

История фарфора в России

12.09.2017 08:28 Администратор
Печать PDF

Как известно, данный вид керамики был изобретен в VII столетии в Китае, и только через много-много лет, в XVIII столетии, немецкими мастерами был создан особый европейский фарфор.

Петр I и фарфор

Именно с появлением Петра I началась настоящая история фарфора в России. Он первый проявил интерес к этому виду керамики и постарался организовать его производство. Однако, первая петербургская мануфактура (сегодняшний ИФЗ) была основана только в 1744 году его дочерью Елизаветой, когда она уже стала императрицей.

Там трудился ученый Дмитрий Виноградов, благодаря научным трудам которого был создан российский фарфор и правила его производства. В самом начале изготавливали небольшие вещицы: табакерки, фарфоровые фигурки, кукол и другие сувениры. Надо сказать, что стоили изделия из фарфора в то время дорого и были доступны только знати и членам императорского двора. Фарфоровые изделия во все времена были элементами роскоши и престижа.

Подъем производства в период Екатерины Великой

Резкий художественный подъем в истории фарфора в России произошел в период правления Екатерины Великой. Именно это время можно именовать расцветом российского фарфора. Та мануфактура, которую основала Елизавета, превратилась в Императорский фарфоровый завод. Сегодня это предприятие является одним из передовых на европейской территории.

На развитие российского фарфора и российскую культуру оказали влияние французские веяния моды, в частности деятельность французского скульптора того времени Рашета, который был приглашен на работу в Россию. После его появления, на заводе стали производиться шикарные сервизы, которые могли состоять из тысячи предметов, а также серии скульптурных композиций.

Не угасает интерес к фарфору также и в период правления императора Павла. В то время от русских традиций отошли совсем и в изделиях стали преобладать французские мотивы.

Правление Александра I, и Александр II, и Александр III

С коронации Александра I начался новый подъем в производстве фарфора. С этого момента на императорском заводе большинство фарфоровой продукции стали выпускать в стиле ампир. Фарфоровые изделия в этот исторический период стали отражением национальной тематики.

На вазах, тарелках, фужерах было можно изображать сценки из военных событий, портреты царских особ, известных деятелей и великих полководцев.

Кроме крупного предприятия, как ИФЗ, на границе XVIII-XIX столетий стали появляться также небольшие частные компании по производству фарфоровых изделий.

А вот Александр II не проявлял особого интереса к фарфоровому производству, из-за чего резко сократилось изготовление фарфора в России, а изделия стали проще и скромнее. Было также предложение закрыть Императорский завод.

Однако, спасителем завода стал Александр III, который лично обратил внимание на скромное художественное оформление и приказал ввести некоторые технические новшества. Благодаря этому во времена правления Николая II производство фарфоровой продукции достигло своего расцвета.

 

Кто на сайте

Сейчас 11 гостей онлайн