Prev Next

Начало Российского Фарфора

Первый фарфоровый завод в России был основан в Санкт-Петербурге в 1744 году по указу императрицы Елизаветы и носил название Невской фарфоровой мануфактуры. В начале своей работы это была небольшая фабрика, на которой использовался фарфоровый состав, близкий к традиционному китайскому, и на которой производились изящные табакерки и другие мелкие изящные вещицы для нужд двора. Полноценный производственный цикл на заводе удалось наладить только в 1756 году после того, как был построен большой горн.На фабрике начали производить фарфоровые сервизы, вазы, статуэтки и фигурки, но вся продукция была доступна только приближенным императорского двора, до конца ХVIII века фарфор оставался предметом роскоши. После появления на престоле Екатерины II

Продукция Фабрики Haviland

Как говорила Сьюзан Лалик, жена Пола Эвиланда, художница, работавшая над декором изделий фабрики в 30-х годах прошлого века: «Понравиться ли изделие людям зависит не только от качества и красоты его оформления и росписи, но, прежде всего, от того, насколько это оформление будет гармонировать с предназначенной формой».При декорировании предметов на заводе Haviland пользуются методом хромолитографии, который заключается в том, что разработанный художником декоративный рисунок сначала наносится на специальную бумагу, а затем при помощи лака переносят на готовое изделие.

Японский Фарфор Норитаке

Всемирно известный японский фарфор Noritake сегодня по праву считается воплощением совершенства.Ему нет равных в мире по таким высокоценимым качествам фарфоровой посуды, как прозрачность, изящество форм, исключительно богатой декоративной отделке чистым золотом и платиной.Преимущества фарфора Noritake обусловлены тем, что состав его фарфоровой массы уникален и необычен. Компания традиционно не использует какие-либо химические заменители, в составе её посуды только традиционные природные компоненты, экологически чистые и безопасные для здоровья человека.

Китайские мотивы в русском фарфоре

07.07.2017 20:57 Администратор
Печать PDF

Фарфор  с китайскими мотивами полюбился русской знати еще во времена Петра I. Русский император не только любил покупать фарфоровые предметы, но даже лично заказывал в Китае изделия из фарфора, вазы и посуду с российским гербом.

Фарфоровое производство в России

Петр первый также пытался наладить выпуск фарфора с России, но ему это не удалось. Он даже подкупал китайских мастеров и приглашал в 1718 году в Россию одного дрезденского мастера, который якобы знал тайны производства фарфора.

Технология изготовления настоящего фарфора в России была разработана лишь во время правления Елизаветы, дочери Петра первого. При ее поддержке в 1744 году недалеко от Петербурга была  открыта Невская порцеляновая мануфактура, которую впоследствии переименовали в Императорский фарфоровый завод.

Разработать новую технологию изготовления фарфора удалось только российскому химику Дмитрию Виноградову. После множества проведенных попыток и опытов в 1747 году ему посчастливилось получить первые положительные результаты и на Невской мануфактуре начали производить фарфоровые изделия.

Китайские мотивы в русском фарфоре

В середине  XVIII столетия в России, как и во всей Европе, не существовало никакой традиции декора и формовки фарфора, поэтому, мастера делали изделия, копируя предметы китайских мастеров.

Среди раннего русского фарфора сохранилось много обтекаемых ваз, бутылей, которые часто изготавливались без ручек, как вазы на Востоке. Очень много производилось разнообразных фарфоровых табакерок, в дизайне которых также присутствовали китайские традиции. Они были  сделаны в форме граната, яблока, дыни, раковины, виноградной грозди.

Восточные мотивы отмечались не только в форме изделий раннего русского фарфора, но также и в росписи. На изделиях изображались хризантемы, бамбук, сосны, пионы, драконы и сказочные птицы.

На первых российских фарфоровых изделиях того времени часто встречается сочетание восточных рисунков и европейских форм.  Это изображения китайских женщин, мужчин с музыкальными инструментами среди кружевных сказочных строений.

Подобные мотивы  художники по росписи фарфора копировали с кобальтовой росписи китайских изделий XVIII века, где изображались мальчики, играющие в саду.

Заводские художники Невской мануфактуры старались в своих работах скопировать не только китайские рисунки, но также повторить рисунки мейсенского фарфора, который тоже оформлялся в китайском стиле. Они изображали чайные домики в европейских садах, пруды, мостики и павильоны, силуэтные орнаменты.
Иногда художники копировали вычурные вазы периода правления японской династии Цин. Это были изделия расписанные кобальтом и позолотой или украшенные полихромным декором  в зеленом или розовом оттенках.

 

Кто на сайте

Сейчас 5 гостей онлайн