Адрес: 192148, г. Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 36
На русский фарфор оказала большое влияние Япония и восточные традиции вообще. Именно в XIX веке начался новый виток в развитии русского фарфора и его дальневосточных традиций. В то время как раз закончилась самоизоляция Японии, и экспорт товаров за пределы этой страны значительно вырос. Европейских художников захватила японская гравюра, изделия из дерева и кости, японская керамика и фарфор. Продукция ранее закрытых мануфактур стала доступна широкому покупателю.
Японские техники и мотивы
Дальневосточные керамисты стали охорт6но перенимать неизвестные до этих пор техники и способы переработки фарфора и керамики, техники декора и оформления изделий, роспись по фарфору и керамике. Европейские керамисты переняли японские традиции гораздо раньше российских.
Необычное искусство Японии стало источником вдохновения для создания необычных сюжетов, которые использовались при создании подглазурной росписи. Это природная тематика, а также изображения птиц и животных.
Среди восточных традиций российскими художниками по керамике были переняты изображения павлинов, цветущей сакуры, ирисов и других восточных цветов. Все эти изображения стали символами востока, изображенными на российском фарфоре и керамике.
Растительные и природные мотивы – самые распространенные на российском фарфоре
Дальневосточные керамисты и художники по фарфору чаще всего использовали растительную тематику при оформлении своих изделий. Интерес к восточной культуре не угасал, а даже распространялся на весь присущий ей спектр цветов и оттенков.
В оформлении изделий в стиле модерн часто можно было встретить лотосы, хризантемы, пионы, ирисы. Также большое значение в изображении японских мотивов играла вода. Художники рисовали скалы, горы и волны, все, что имело отношение к морю, морскому дну, приливам и отливам – мотивы изображающие воду и сегодня популярны.
Росписи эмалевыми красками
В начале ХХ века приобрела популярность роспись эмалевыми красками – еще одна техника декорирования фарфора.
В ранних работах улавливаются японские мотивы. Например, вазы, на которых изображены самураи, которые сражаются с драконами. Или цапля, стоящая в зарослях осоки, парящий в небе орел, плывущие по реке карпы. Все эти сюжеты на Востоке считаются символами мужественности и удачи в карьерных делах.
Дальневосточные традиции и мотивы присутствовали на изделиях на разных этапах развития русской керамики и фарфора с XVIII и до начала XX веков. Именно восточные традиции росписи фарфора так обогатили изделия русских керамистов, а также оставили неизгладимый след в истории развития российского фарфорово